30.09.2017

Ограждение к танку ИС-3


На берегу рукава, соединяющего озеро Вуокса с Ладожским озером, стоит усановленный 5 мая 2000 года, к 55-летию Победы, советский танк ИС-3. Танк разработан в конце 1944 года в конструкторском бюро, возглавляемом Н. Л. Духовым (ведущий конструктор М. Ф. Балжи). Выпуск машин начался весной 1945 года на Челябинском Кировском заводе. Форма корпуса танка была необычной. Лобовые броневые плиты установлены не только с большими углами наклона, но и под углами подворота, образуя так называемый "щучий нос". Приплюснутая башня имела боковые стенки, также установленные с большими углами наклона. А если учесть, что и толщина брони оказалась почти беспрецедентной (250 мм на башне и 120 мм в лобовой части корпуса), то можно без преувеличения сказать, что это был самый сильный танк времен второй мировой войны, хотя в боевых действиях он участия принять не успел. Механик-водитель помещался перед башней по оси машины.

На крыше башни находились овальный люк со смотровыми приборами заряжающего и командира и зенитный 12,7-мм пулемет на турели, огонь из которого вел заряжающий. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания. Командир имел независимую от наводчика систему управления поворотом башни, что позволило уменьшить время наводки пушки на цель. На танке был установлен двигатель дизель В-11-ИСЗ мощностью 520 л. с. Запас хода по шоссе 340 км. Машина могла преодолевать подъемы до 32 градусов. В 1948-1952 годах танк ИС-3 был модернизирован, в частности, увеличена жесткость корпуса. В 1960 году он подвергся следующей модернизации (помимо прочих усовершенствований был заменен двигатель на новый-В-54К-ИС). Боевая масса достигла 49 т. Эта машина известна под маркой ИС-ЗМ.

Хотя и не принимая участия в Великой Отечественной, танк повоевать успел. В 1956 году советские ИСы принимали активное участие в подавлении венгерской революции. Танки этого типа активно участвовали в арабо-израильских войнах, в том числе в боях на Синайском полуострове. Хотя арабам удалось подбить несколько танков противника, ИС-3 все же уступал израильским танкам М48А2 американского производства из-за устаревшей системы управления огнем, слабой подготовки и низкого морального духа арабских экипажей. В некоторых странах ИС-3 продолжает свою службу и поныне.

В СССР они были сняты с вооружения в 50-х годах, поскольку тогда уже имелся более мощный и надежный танк ИС-8 (он же Т-10), прямой потомок ИС-3, прослуживший с 1953 по 1993 годы. 40 лет в строю - это, по моим даннным, мировой рекорд. На постаменте установлен ИС-3 1945 года выпуска. На него можно даже залезть и через люк механика-водителя осмотреть внутренности бронезверя. Метрах в 200 от памятника находятся полузасыпанные земляные валы форпоста Руси на Северо-Западе-крепости Корела. В новгородской летописи сообщается, что в 1143 г. Корела предприняла поход на соседнее племя Емь. А в шведских летописях первое упоминание о поселении Корела появилось в 1294 г. Свидетельства летописных источников были подтверждены материалами археологических раскопок, обнаруживших культурный слой ХII в.

Старая крепость - выдающийся памятник древнерусского военно-оборонительного искусства. Центром всех укреплений была Круглая воротная башня, перестроенная шведами в конце в 1364 г. Через нее проходил единственный путь в цитадель. Первоначальный облик башни был сильно искажен последующими перестройками (в том числе шведского периода) и пожарами. В обе стороны от башни расходятся крепостные валы. Деревянные конструкции валов до наших дней не сохранились. В состав оборонительной стены детинца (крепости) входит Старый арсенал - здание 1591 г. с толстыми стенами, сложенными из булыжного камня, и Новый арсенал, возведенный в начале ХVIII в. В ХVI в. был построен бастион - пятиугольное укрепление, примыкающее к крепости. Бастион связан с крепостью сохранившимся до наших дней подземным туннелем. Об истории крепости рассказывает музейная экспозиция.

Основали крепость карелы, давшие ей название - Кякисалми. В Новгородских же летописях город упоминается под названием Корела. Шведам дважды удалось захватить Корелу: первый раз - в 1580 г. на 17 лет, второй - в 1611 г. на 100 лет. Именно тогда за городом закрепилось шведское название Кексгольм. Сразу после взятия города в 1580 г. шведы перестроили крепость по образцу западноевропейских бастионных укреплений. Сохранившиеся до наших дней сооружения крепости были возведены шведами в конце ХVI в. В археологической коллекции музея среди предметов, найденных на территории крепости, есть шведские монеты ХVII в., курительные трубки, игральные фишки. С середины ХVIII в. Кексгольмская крепость была превращена в политическую тюрьму. За более чем столетнюю ее историю в ней содержались: Иоанн Антонович - "император под запретом", семья Е.И. Пугачева - две жены и трое детей от первой жены Софьи, декабристы-офицеры, петрашевец Р.А. Черносвитов и многие другие.


Новый памятник Приозерска к юбилею Победы. Сколько веков стоит Приозерск – столько славен он своей историей. Его героическое прошлое неразрывно переплетается в экспонатах местного музея. Латы шведских рыцарей, предметы быта, найденные на раскопках археологами, а рядом, в соседнем зале – экспозиции, посвященные Великой Отечественной, ее героям. Один из экспонатов последней войны – установленный в начале девяностых годов у исторических стен крепости Корела, на въезде в город, тяжелый танк «ИС -3». Этой весной, к юбилею победы на пьедестал по соседству с танком будет поднято самоходное орудие времен Великой Отечественной войны – «ИСУ -152». У него славная боевая история. Именно такие самоходки в 1944 году принимали самое активное участие в кровопролитных боях на Карельском перешейке, освобождая

Приозерский район от захватчиков. С установкой нового орудия исполнится мечта руководителя военно-патриотической группы «Поиск» подполковника запаса Александра Удалова об открытии в Приозерске музея боевой техники под открытым небом. А комплекс из двух прославленных машин – неплохое начало этому. Установка нового памятника поддержана и главой муниципального образования Приозерский район С. Яхнюком. В администрации состоялось заседание оргкомитета по этому вопроса, на котором обсуждались конкретные подготовительные вопросы – о смете, подрядной организации, косметическом ремонте установки. Теперь сомнений нет – к 9 мая нынешнего юбилейного года в Приозерске появится комплекс из двух боевых машин – пока единственный такого рода памятник в Ленинградской области.

Источник: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=148

Возврат к списку